×

Колпаки свободы

Колпаки свободы

Античный человек стремился открыть себя, свое тело и взглядам и природе. Нужна была определенная практическая необходимость, чтобы надеть головной убор или закутаться в плащ. Для работы (в поле, на виноградниках) или в дорогу греки надевали шляпу с полями – петатос. Поэтому и бога Гермеса, посыльного богов, греки изображали обнаженным, но в петатосе. Петатосы носили и эфебы – свободорожденные юноши от 19 до 20 лет, проходившие подготовку к гражданской и военной службе.

А танагрийские глиняные статуэтки изображают мужчин и женщин в шляпах-зонтиках, защищавших их от палящих лучей южного солнца. Войлочные колпаки без полей – пилосы – были на головах ремесленников, моряков и другого трудящегося люда. Но не рабов, так как во времена античности такие колпаки были привилегией свободного человека. Люди состоятельные и служители культа отдавали предпочтение венкам, налобным повязкам – это было их привилегией.
Римские шляпные обычаи были похожи на греческие, но на время сатурналий – празднеств в честь бога Сатурна, когда хозяева и рабы становились равными, – все надевали пилеусы, войлочные колпаки греческого образца. Позднее, в эпоху древнеримской империи, патрации отреклись от пилеусов, их стал носить только трудовой люд, но не рабы. Рабу дарили пилеус, когда его отпускали на свободу или продавали. Отсюда пошли такие латинские выражения, как пилеум редимере (pileum radimere) – «получить свободу» и «сервос ад пилеум вокаре» (servos ad pileum vocare) – «призывать рабов к восстанию, обещая им свободу». И видимо, не лишено оснований предположение, что обычай в знак приветствия снимать шляпу начинается с античных времен и должен означать. «Я ваш раб и готов служить вам».

Но ни греков, ни древних римлян нельзя считать изобретателями пилеусов: эти колпаки были

Отправить комментарий