×

Где мех лучше

Где мех лучше

Многочисленны сегодня не только технологические изыски, но и pазновидности меха: шубы шьют из волка, енотовидной собаки, пони, рыси, козла, сурка, суслика, крота и даже, как это ни странно, из хомяка. И много еще из чего. Однако и тут побеждает консерватизм и всем известная классика.

Самый модный мех в этом году — каракуль, каракульча и свакара. Каракуль — мех тpех-пятидневных барашков, каракульча — однодневных. Хорошим считается среднеазиатский (бухарский) и афганский каракуль. Но наиболее актуальна свакара — у нее очень рельефный хребтовой рисунок. Вообще Swakara это название фирмы в Южной Африке. Когда-то известный немецкий меховщик Торер купил у бухарского эмира для селекции десять овец и одного барана. С тех пор в производстве свакары достигнуты невероятные успехи: при том, что селекция происходит путем естественного осеменения, если в моду на следующий год заявлен гладкий каракуль, компания выдает гладкий мех, а если лохматый — барашки будут лохматыми.

В прошлом веке строгие каракулевые шубы черного и серого цвета носили в основном «кремлевские жены». Сейчас появился золотистый, янтарный, платиновый каракуль, оттенки от серо-голубого до стального. Короткий ворс дает каракулю дополнительное преимущество — он не полнит.

В этом году при высоком спросе на каракуль на аукционах его было недостаточно, поэтому сейчас его цена практически сравнялась с ценой норки.

«Норки вообще» в природе тоже не существует. У канадской норки короткий ровный ворс, похожий на бархат. У норки скандинавской высокая подпушь, делающая мех особенно мягким. Русская норка — с высокой остью, пушистая, окруженная «ореолом». Дикая канадская норка с практически одинаковой длиной меха по всей шкурке котируется выше дикой русской: русская более пушистая, но мех на шее гораздо короче, чем в конце хребта, — это делает невозможным ровный подбор шкурок для изделия.

Любимый мех Ирины Крутиковой — российская белка. Не многие сегодня знают, что белку поставляли к царскому двору, а позже — на экспорт. На внутреннем рынке оставались низшие сорта, поэтому о белке и сложилось мнение, как о «второсортном» мехе. Выше всего ценятся сибирские сорта — обская, енисейская, якутская. Это очень пушистый мех голубоватого оттенка. Но и среднерусская рыжая белка тоже котируется на рынке. «Свою любимую беличью шубу я ношу много лет, — рассказывает Ирина Крутикова. — В 1979 году эта модель получила золотую медаль на международном конкурсе, и с тех пор расстаться с ней я не могу. Это обская белка — самая красивая и полноволосая, но окрашенная в рыжий цвет, который встречается в средней полосе».

Как ни печально, российские меховые предприятия и дизайнеры-меховщики теперь по большей части работают с импортным сырьем, вернее, с сырьем, закупаемым на международных меховых аукционах, а там происхождение зверя определить бывает сложно. Можно с уверенностью говорить лишь о том, что Россия по-прежнему поставляет на мировой рынок дикую пушнину — соболя, горностая, белку. И главный «царский мех», конечно, соболь.
В мире существует несколько главных меховых аукционов: «Союзпушнина» (Россия, топ-лоты — соболь, горностай), NAFA (Канада, топ-лоты — рысь, норка), Kopenhagen Fur (Дания, топ-лоты — шиншилла, свакара, норка), Finnish Fur Sales (Финляндия, топ-лоты — норка), American Legend (США, топ-лот — черная норка blackglama).

«Хотя в России поголовье соболей и сократилось, дикий соболь — тот настоящий соболь, который подразумевается под этим названием, — есть только у нас, — говорит дизайнер Елена Ярмак, которая признает только такой соболь. — Настоящие модницы носят шубы от Fendi за четыpеста тысяч доллаpов — таких денег стоит шуба именно из дикого соболя. Он обладает удивительными качествами, которые теряются при разведении этого животного в неволе. Мех канадского соболя, живущего в сходных климатических условиях, — тоже ‘не того’ качества. Чтобы отобрать сто подходящих по цвету и ворсу шкурок для одной вещи, надо закупить тысячу. Поэтому был выведен клеточный соболь темного цвета, который избавляет от головной боли при подборке».

«Выше всего ценится баргузинский кряж соболя, N34 extra silver», — говорит загадочную на первый взгляд фразу глава Дома моды Exclusive-M Артем Хачатуров. Дело в том, что дикий соболь имеет темный мех с серебристым налетом, так называемой сединой. Чем темнее мех и серебристее оттенок, тем шкурка дороже: на аукционе ее цена может доходить до 700-800 доллаpов, при том что цена простого соболя начинается примерно от 30 доллаpов. Самый дорогой соболь — темный и седой. По оттенкам цвета от светлого к темному соболю присваиваются цифры, а по количеству «седины» — буквы. В сданной зверохозяйством тысяче шкурок будет максимум 20 «седых», а на шубу уходит 100-140 шкурок. Если человек хочет сшить шубу из топ-лота, она может собираться два-тpи года и стоить до 200 тысяч доллаpов. Топ-лоты — это выбранная экспертами из ограниченного количества шкурок партия самого лучшего сырья, которая идет по самой дорогой цене (недавно топ-лот соболя поднялся до 844 доллаpов за одну шкурку). Соболиных шкурок в топ-лоте 500-700, а этого хватает только на тpи-четыpе полноценных изделия. «Если топ-лота соболя в этом году хватит только на три изделия, мы сошьем только три, не будем разбавлять топ-лот коммерческим сырьем, — говорит Артем Хачатуров. — Приобретенные нашим Домом топ-лоты отмечены дипломами аукционов определенных годов. Закупать такое сырье позволяют себе очень немногие фирмы в мире».

А вот Ирина Крутикова относится к искусственно разводимому соболю вполне доброжелательно: «Конечно, выше всего ценится природный баргузинский соболь — это царский мех, и все тут. Но в Пушкинском зверосовхозе лет двадцать назад вывели клеточного зверя, который зарегистрирован как вид и называется ‘черный пушкинский соболь’. Он не совсем черный, у него даже ‘серебро’ бывает. И только специалист может отличить его от природного промыслового».

Отправить комментарий